Финляндия — за обучающие методы будущего

Психологическая безопасность

Финляндия — за обучающие методы будущего

Проект «Вовлекающая среда обучения» демонстрирует, каким образом новые технологии и методики обучения могут сочетаться друг с другом.

Engaging Learning Environment (англ. «вовлекающая среда обучения») — это проект, являющийся частью городской программы «Хельсинки — всемирная столица дизайна 2012». В нем представлены самые современные методы и среды обучения, в которых технологические достижения сочетаются с новейшими учебными методиками.

Главная идея проекта — использование активных и «вовлекающих» методов обучения вместо традиционных лекций, во время которых студенты воспринимают информацию на слух. Новые технологии играют здесь важную роль, поскольку именно они поддерживают активный практический подход к преподаванию и обучению.

Один из главных инициаторов проекта — профессор педагогической психологии Хельсинкского университета Кирсти Лонка. «Мы начали разработку активных методов обучения еще в 1980-х годах, — рассказывает она. — Физическое пространство и технологии сами по себе ничего не решают. Важны прежде всего педагогические идеи. Главное внимание следует уделять самим обучаемым, их деятельности, вопросам получения и структурирования информации».

«Живая» лаборатория

Фото: Анника Раутакоура

Минерва Плаза — учебная лаборатория на базе Факультета поведенческих наук университета — это среда обучения, трансформированная в архитектурно-инновационное пространство. Здесь воплощены современные технологии, предназначенных для работы в больших и малых пространствах с группами различного размера в рамках самых разных учебных мероприятий.

«Это — учебная среда будущего как для учителей, так и для учеников, которые могут затем перенимать эти методы и переносить их в свои учебные заведения, — рассказывает менеджер проекта Оскари Салми. Смысл не столько в том, чтобы обогнать развитие технологий, сколько в том, чтобы научить преподавателей правильно их использовать. Здесь очень важно, чтобы можно было трансформировать учебное пространство, а также можно использовать и иные методы, например драматургические, театрализованные».

В лаборатории 12 планшетов iPad и 12 смартфонов Nokia Lumia, настройки которых позволяют использовать их для работы в этом пространстве. На устройствах установлена программа Flinga — приложение, разработанное молодой компанией Nordtouch и позволяющее подключать мобильные гаджеты к техническим средствам обучения в классе. В лаборатории Минерва Плаза можно просматривать графические изображения на всех мониторах и экранах, включая те, что расположены в небольших помещениях; при этом любой участник может редактировать учебный контент. Все эти устройства позволяют каждому из обучающихся редактировать один и тот же документ.

В качестве одного из упражнений учащимся предлагается представить себя классу, отправив свою фотографию с планшета на большой экран, а затем организовать своеобразную фотогалерею, сопроводив снимки именами. Также ученики могут, воспользовавшись планшетными компьютерами, подобрать цвет для определенных видов деятельности, обозначая таким образом свою мотивацию.

Экспериментируя с методами будущего

Фото: Анника Раутакоура

«Это пространство, в котором можно безопасно экспериментировать с самыми новыми методами и процедурами, — рассказывает Лаури Ваара, студент, изучающий педагогическую психологию, и один из сотрудников лаборатории Минерва Плаза. — Все показанные здесь технологии и методы могут использоваться в университетах, средних общеобразовательных школах и в гимназиях, а также для обучения персонала в компаниях. Наша цель — разработать методики проведения лекций и учебных занятий, побуждающие учащихся к активному участию в процессе, а также исследовать вопрос использования современных технологий в свете новых концепций педагогической деятельности».

В настоящий момент лаборатория используется Факультетом педагогического образования и поведенческих наук для учебных целей. Также предполагается, что в лаборатории могут проходить мероприятия других организаций, например тренинги коммерческих компаний, в то время, когда университет ее не использует.

Учебные помещения лаборатории можно разделять или объединять друг с другом, при этом все перегородки совершенно звуконепроницаемы. Огромная прозрачная стена из стекла позволяет участникам видеть друг друга, что является важным аспектом активного обучения. «В такой среде вы можете на собственном опыте понять, что ощущает человек, когда другие люди видят, что он делает, — рассказывает Лаури Вара.

Кирсти Лонка называет такую среду «неофункционалистической»: «Она очень удобна, комфортна и вдохновляет на результативную работу. Это место, в котором люди могут собираться и заражать друг друга своим энтузиазмом».

Даже после того как программа «Хельсинки — Столицa мирового дизайна 2012» завершится, работа над проектом Engaging Learning Environment («Вовлекающая среда обучения») продолжится и можно будет посетить лабораторию Минерва Плаза. Проект является частью деятельности RYM-SHOK — стратегического центра развития науки, технологий и инноваций в антропогенных средах — и будет продолжать работать в качестве действующей лаборатории в рамках программы RYM Indoor Environment Programme («RYM внутренняя среда»).

Такие лаборатории прокладывают путь для неустанного инновационного развития обучающих сред завтрашнего дня. В контексте дальнейшего развития технологий и педагогических исследований такие среды могут стать основой для разработки совершенно новых подходов и методик.

Текст: Анника Раутакоура, декабрь 2012 г.

Источник: "Это Финляндия"

Креативность Толерантная среда Образовательное пространство Интерактивность

Читайте также

Образование в Кыргызстане: вызовы и перспективы
Стандарт безопасности школьной образовательной среды

Подпишитесь на рассылку чтобы оставаться в курсе последних событий проекта.