Стартовый видеоролик проекта
  • Информационный вестник "Безопасная школа"
  • Information bulletin "Safe School"
  • Маалыматтык вестник "Коопсуз Мектеп"

Безопасность детей – общая цель

Министерство образования и науки организовало для журналистов пресс-тур в школу-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей №21. Вместе с работниками СМИ образовательную организацию посетили глава ведомства Гульмира Кудайбердиева и сотрудники представительства Европейского союза в Кыргызстане.

Отметим, что школа-интернат попала в качестве пилотной в проект Европейского союза “Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды в Кыргызской Республике”, реализуемого Фондом им. К. Аденауэра и экологическим движением “БИОМ” при финансовой поддержке Европейского союза.

Войдя в школу, первое, на что мы обратили внимание – поток тёплого воздуха сверху. В морозный зимний день он не только сразу согревал, но и создавал приятное чувство уюта и комфорта. Координатор проекта Алексей Курохтин, проводивший экскурсию по зданию школы, в которой многое изменилось за короткий срок, рассказал, как появилось такое интересное решение.

– Обычно системы подогрева воздуха встречаются только при входе в супермаркеты, магазины. И мы задались вопросом: почему же не применить это в школе, где дверь открывается не менее часто? Может, для некоторых задумка покажется спорной и требующей большого расхода электроэнергии, но на самом деле, как показала оценка, после установки энергоэффективных приборов расход энергии значительно сократился. А если говорить о здоровье детей, то это и вовсе неизмеримо, – отметил он.

Благодаря проекту заменён входной дверной блок, который отжил своё и тяжело открывался, и отремонтирован внутренний.

– Начиная здесь работу, мы поговорили с педагогическим коллективом о потребностях школы. После приступили к решению ряда проблем, с которыми нам предложили поработать, – плохое освещение, холод, старая мебель и т. д., – пояснил Алексей Курохтин.

В школе стало не только тепло, но и очень светло. В обновлённом безопасном освещении применены такие современные энергоэффективные технологии, как светодиодные лампы. Стоит отметить, что все используемые приборы обладают сертификатами безопасности, качества, соответствия.

Следующее, что бросилось в глаза, – зелёные зоны в фойе с обеих сторон. Растения есть в каждой школе, но в 21-й для озеленения применены другие виды – эвкалипт, розмарин и т. д. Они обладают не только очень приятным запахом, но и целебными свойствами. Приносят как моральную пользу от наслаждения живой природнои красотой, так и физическую. И, поскольку в школе учатся особенные дети, лишённые слуха, у них намного активнее задействованы другие каналы – обоняние, визуальные.

– Этот проект был очень интересным, в том числе благодаря самим школьникам, которые во время процесса оформления хорошо нам помогали и одновременно изучали биологию, – поделилась цветодизай- нер Татьяна.

Ещё одна необычная идея, воплощённая в школе, – ступеньки, на которых нарисована таблица умножения для более лёгкого её запоминания.

– Мы планируем нанести на другой лестнице физические и химические формулы, – добавил Алексей Курохтин.

Также для интеллектуального обогащения учеников и выработки у них бережного отношения к природе по всему учебному заведению размещены познавательные информационные стенды, рассказывающие об изменении климата, естественных экосистемах и о редких видах растений.

Создали в школе и креативную зону для повышения психологического комфорта и развития детей. Это стена, покрытая специальной текстурой, на которой ученики могут цветным мелом (несколько его комплектов подарил проект) рисовать во время перерыва всё, что им хочется.

Далее мы посмотрели пилотный кабинет безопасной образовательной среды, в котором проходил урок для первоклашек с помощью приборов, усиливающих звук.

Класс также озеленили, установили в нём интерактивную доску со спецпрограммным обеспечением, заменили мебель и освещение.

– Лампы установлены таким образом, что при любом наклоне над партой нет тени и зрение ребёнка не напрягается ни при письме, ни при чтении. Здесь проходит обучение по пяти предметам, соответственно, это разные возрастные группы, и при необходимости парты и стулья могут регулироваться по высоте с учётом роста и возрастных особенностей. Фактически создаются все необходимые условия для сохранения нормальной осанки ребёнка, – отметил Алексей Курохтин.

Надо сказать, что мебель и линолеум, который также обновили в кабинете, сделаны из экологически чистых материалов, обладающих сертификатом соответствия и не выделяющих токсичных запахов.

Кстати, о запахах! Уникальное решение, также воплощённое тут, – система вентиляции, рекуперации воздуха без потери тепла.

– Обучение в классе проходит практически без перерыва, и учителя отмечают, что при входе следующей группы отпадает необходимость проветривания. К тому же растения в кабинете тоже являются сильными очистителями воздуха. И дети в классе более здоровые, – заметил Алексей Курохтин.

Посмотрев, как учатся ребята в новом удобном кабинете, мы ознакомились с системой видеонаблюдения, охватывающей всё учебное заведение.

После этого отправились в актовый зал, где школьники подготовили для нас интересную ‘ концертную программу. По пути мы полюбовались выставкой, на которой представлены красивые поделки, изготовленные руками учащихся: вышитые картины, сувениры, цветы.

– Не так давно завершился месячник, посвящённый людям с ограниченными возможностями здоровья. В его ходе столичная мэрия провела конкурсы по разным направлениям. И в этом году мы завоевали первое место по художественной самодеятельности, прикладному искусству, спорту, – рассказала директор школы Эркингуль Сатывалдиева, показывая полученные дипломы. Она сообщила, что в учебном заведении в настоящее время обучается 297 учеников.

Творчество детей не ограничивается поделками. Концерт, показанный ими, нас приятно удивил. И национальные танцы исполнили, и стихотворения выразительно прочли, а ещё показали модную коллекцию ну уж очень шикарных нарядов, изготовленных вручную из бумаги.

За старания школьников поблагодарила министр Гуль- мира Кудайбердиева. Она отметила, что ведомство уже приступило к разработке комплексного стандарта безопасности образовательных организаций для реализации задач программы правительства “Таза Ко- ом”. “Он включит четыре основных элемента безопасной среды: физическую, экологическую, психологическую и ин- (Ьооманионную, а также позволит оценить состояние школ по этим параметрам и улучшить образовательную среду, чтобы она соответствовала установленным нормам”, – сказала она, добавив, что современная школа должна быть безопасной, инклюзивной и развивающей.

Завершилось наше посещение приятным моментом. Глава отдела по сотрудничеству представительства Европейского союза в Кыргызстане Шарлотт Адриан подарила школе ноутбук, принтер, развивающие игры, гимнастические мячи, канцелярские товары.

Справка “СК”. Безопасная школьная среда включает несколько аспектов: физическую безопасность (безопасные здания, в том числе в чрезвычайных ситуациях, учебное оборудование и т. д.); экологическую безопасность (чистые воздух и вода, санитарные условия, здоровая еда, качественное освещение, правильное соотношение температуры, вентиляции, энергоэффективность, озеленение и т. д.); безопасную психологическую среду (недискриминационная, толерантная среда, ненасильственное, неконфликтное поведение).

Такой подход закреплён в проекте комплексного стандарта безопасности образовательной среды и порядке его применения, разрабатываемых под эгидой Министерства образования и науки в партнёрстве со всеми профильными государственными органами, представителями общественных советов и других экспертов гражданского общества.

Аида Ширинова, Слово Кыргызстана

Приложения