Стартовый видеоролик проекта
Кыргызстандын мектеби: жаңы чечимдер жана келечеги
Информационный вестник "Безопасная школа"
Визуальные материалы проекта

Пресс-тур в Чуйскую область и Иссык-Кульскую область

Министр образования и науки Гульмира Кудайбердиева, эксперты Министерства здравоохранения, а также международных и общественных организаций, совместно с журналистами посетили ряд школ в Чуйской и Иссык-Кульской области для мониторинга безопасности образовательной среды.

Данный пресс-тур организован в рамках проекта Европейского союза «Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды в Кыргызской Республике», реализуемого Фондом им. К. Аденауэра и экологическим движением «БИОМ» при финансовой поддержке Европейского Союза.

Основной целью пресс-тура является ознакомление с инициативами в сфере организации безопасной образовательной среды в школах Чуйской и Иссык-Кульской областей, таких как энергоэффективность школ, экологическое озеленение, горячее питание, безопасное освещение, санитария и гигиена, установку систем рекуперации воздуха и видеонаблюдения.

В ходе пресс-тура Министр также посетила две пилотные школы, участвующие в совместном проекте Министерства образования и науки КР и Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП ООН) “Оптимизация школьного питания в КР”.

Данный проект направлен на разработку устойчивых и затрато-эффективных моделей школьного питания, которые при внедрении в школах обеспечат младшеклассников качественным горячим питания в рамках выделяемых государством средств.

С 2013 года по оптимизации школьного питания вовлечены 1146 школ во всех регионах страны – в этих школах при поддержке местных властей проведены ремонтные работы, школьные столовые оснащены современным оборудованием, а персонал обучен вопросам организации школьного питания, включая тренинги для школьных поваров. Для школ разработаны и утверждены 150 рецептов школьных блюд, из которых школы формируют свое меню с участием родительских комитетов. Также ряд пилотных школ развивают пришкольные хозяйства – сады, огороды, фермы, продукция которых используется для улучшения школьного питания. Поскольку предложенные модели демонстрируют высокие результаты, правительство КР поддерживает их распространение, формируя соответствующую нормативную среду.

Министерство образования ставит перед собой амбициозную цель – повысить безопасность образовательной среды в школах Кыргызской Республики. Поскольку Министерство образования и науки является органом, ответственным за выработку политики образования в стране, одним из главных результатов его деятельности за последнее время является разработка и принятие ряда стандартов нового поколения, которые формируют новый облик образования Кыргызстана. Миссией образования в современном мире в целом и Кыргызстане становится обеспечение развития каждого человека и его личностной и профессиональной успешности. В контексте развития страны это приводит к развитию человеческого потенциала, способного обеспечить инновационное развитие государства и общества.

Дети должны обучаться в чистых, теплых, безопасных школах. Защита детей – одно из ключевых направлений работы Министерства. К сожалению, в Кыргызстане по-прежнему отмечается рост заболеваемости, обусловленный изменениями состояния окружающей среды, с одной стороны, и условиями быта, с другой. Так, в ряде местностей, и, соответственно, школ Кыргызстана, существуют сложности с доступом к чистой питьевой воде. Представители образовательных организаций и местных сообществ мало информированы о современных стандартах экологической безопасности. Практически отсутствуют материалы по безопасности в содержании образования на всех его уровнях.

Для обеспечения безопасности образовательной среды необходима определенная нормативная база, соблюдение требований охраны труда, защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций и обеспечение психологической безопасности личности, которая включает в себя и информационную ее защищенность.

Также необходимо возрождать службы психологической поддержки в школах, разрабатывать материалы для педагогов по вопросам формирования безопасной образовательной среды и практикам ненасильственного поведения в школах.

В связи с чем, одной из важнейших задач является разработка и утверждение комплексного стандарта обеспечения безопасности для образовательных организаций и создание демонстрационных площадок: экологически безопасных социальных организаций (энергоэффективность, минимальное ресурсопотребление, безопасные материалы и продукты и т.д.). В то же время, безопасность формируется и выражается во всех действиях, которые происходят в школе.

С этой целью при Министерстве, с целью выработки согласованных действий в части разработки, продвижения и реализации комплексного стандарта по обеспечению безопасности создана межведомственная рабочая группа (МВРГ). В ее состав вошли представители профильных госорганов и экспертов гражданского общества, представителей общественных советов соответствующих гос. органов.

«Стандарт будет описывать четыре основных элемента безопасной среды: физическую, экологическую, психологическую и информационную. Стандарт позволит оценить состояние школ по этим параметрам, а также улучшить образовательную среду, чтобы она соответствовала установленным нормам», рассказала министр.

В настоящее время проходит отработка моделей и механизмов обеспечения безопасной образовательной среды, внедрение практик и подходов к реализации мер, направленных на ее улучшение.

Приложения