Стартовый видеоролик проекта
Информационный вестник "Безопасная школа"
Визуальные материалы проекта

Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды в Кыргызской Республике

Актуальность проекта

Наиболее важной задачей на уровне школьного образования является создание нового содержания образования, основанного на компетентностном подходе и создании надлежащих безопасных условий образования в качестве одного из основных условий для комплексной модернизации системы образования Кыргызской Республики. Необходимость создания в общеобразовательных организациях безопасной, толерантной и поликультурной образовательной среды, которая также обеспечит «инклюзивность образовательной системы» определена в Национальной стратегии Устойчивого развития КР и прописана в Программе Правительства по переходу к устойчивому развитию на 2013-17гг. В рамках этих документов высшим политическим руководством был официально объявлен курс Кыргызстана на устойчивое развитие.








Само понятие устойчивого развития несет в себе важный воспитывающий фактор, так как здесь ставится в центр развития сам человек, и рассматривает экономический рост через призму интересов и потребностей каждого человека, также устойчивое развитие полагает разумное использование ресурсов бережное отношение к природным лимитам и концепт, что ресурсы нужны «для повышения качества жизни ныне живущих и будущих поколений».

Курс на выполнение Целей устойчивого развития сейчас берут все страны мира, и все согласны с тем, что без системы образования, которая создает интеллектуальный капитал нации, достижение этих целей невозможно. Соответственно, важно обеспечить достижение более высоких результатов в области образования.

Одним из важнейших ресурсов образования является сама его инфраструктура. Дети должны обучаться в чистых, теплых, безопасных школах. Однако до сих пор в ряде школ нет чистой питьевой воды, а школьные туалеты находятся на улице. Также во многих школах не обеспечены другие необходимые условия безопасности (свет, тепло и энергоэффективность, вентиляция и т.п.). Эти факторы влияют на здоровье детей. Кроме того, их несоблюдение формирует негативные поведенческие стереотипы в ресурсосбережении, которые переносятся потом в собственные дома и не способствуют созданию безопасной и энергоэффективной среды и устойчивому развитию в целом. Представители местных сообществ мало информированы о современных стандартах экологической безопасности.











Говоря о психологической безопасности в системе образования, необходимо иметь в виду, что школа, имея в виду внутреннюю атмосферу, не всегда имеет эффективные механизмы обеспечения психологического комфорта учеников. Школьная среда, как ни печально это признавать, является для некоторых учеников стрессогеном, что в свою очередь приводит к различным негативным последствиям.








Для обеспечения безопасности образовательной среды необходима определенная нормативная база, соблюдение требований охраны труда, защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций и обеспечение психологической безопасности личности, которая включает в себя и информационную ее защищенность. Борьба с насильственным поведением всех форм и видов должна быть совместной работой государства, организаций образования, местных органов власти, родителей и общественности. Только в этом случае мы сможем сделать наши школы безопасными для детей.

Что такое безопасная образовательная среда?

Безопасная школьная среда – это среда, ориентированная на потребности ученика и обеспечивающая полноту безопасности и минимизацию всех видов рисков.

Безопасная школьная среда включает в себя несколько аспектов



Психологическая / социальная безопасность

недискриминационная, ненасильственная и толерантная среда


Физическая безопасность

безопасные здания, включая безопасность в чрезвычайных ситуациях, учебное оборудование и т.д.


Экологическая безопасность

чистый воздух, вода, канализация, здоровое питание, высокое качество освещения, правильная температура, вентиляция, энергоэффективность, садоводство и т.д.

В центре и мерилом любого образовательного процесса, любой школы является конкретный ребенок, наша задача построить для него безопасный мир в стенах школы!

Цели и задачи проекта

С целью разработки механизмов обеспечения возможности создания безопасной образовательной среды в общеобразовательных организациях КР начинает реализацию проект «Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды в КР». Общая цель деятельности заключается в оказании поддержки дальнейшему развитию межсекторальных партнерских отношений между МОН, местными органами власти, организациями социального партнерства, организациями гражданского общества и школами по формированию механизмов создания безопасной образовательной среды.

Для достижения общей цели партнеры по проекту разработали стратегию, состоящую из множества мероприятий, сгруппированных в 3 кластера и охватывающие все регионы Кыргызстана, включая город Бишкек. Эти мероприятия сфокусированы на решении основных задач в системе образования в Кыргызстане: безопасность образовательной среды, качество образования и неудовлетворительность результатами обучения, нехватка человеческих ресурсов и возможностей для проведения реформ в сфере образования.

Для эффективного решения перечисленных проблем, партнеры проекта предлагают решение конкретных задач, а именно:








Разработка и продвижение национальных стандартов по безопасной образовательной среде в школах Кыргызстана



Разработка и продвижение руководства / методических рекомендаций по применению комплексного стандарта для безопасной и здоровой образовательной среды в школах


Вовлечение в этот процесс разработки органов исполнительной власти, в частности Министерства образования и науки КР, Министерства финансов, и т.д., и Жогорку Кенеша Кыргызской Республики


Продвижение Стандарта для принятия государственными органами на уровне нормативного правового акта, обязательного для исполнения на всей территории страны.








Наращивание потенциала заинтересованных сторон в области управления и финансового обеспечения безопасной образовательной среды на национальном, местном и институциональном уровнях



Повышение потенциала администраций 350 школ и сотрудников районных и городских отделов образования в области совершенствования организационной структуры и управления человеческим потенциалом для обеспечения безопасности школьной среды


Повышение потенциала органов местного самоуправления всех областей, членов школьных попечительских советов, неправительственных организацией в области образования


Разработка обучающего модуля для специалистов методистов районных/городских отделов образования по менеджменту и механизмам финансового обеспечения безопасной/здоровой образовательной среды в школах


Внедрение учебно-методического комплекса по управлению и финансовому обеспечению безопасной школьной среды в систему подготовки педагогов и управленческих кадров в образовании


Организация разработки комплекса учебно-методических материалов по соответствующим образовательным областям с учетом принципов устойчивого развития, энергоэффективности и безопасности


Разработка обучающих материалов для студентов педагогических и управленческих профилей по вопросам формирования безопасной/здоровой образовательной среды и практикам ненасильственного поведения в школах


Создание в вузах страны 3-х ресурсных информационно-методических «Центров по развитию толерантности и безопасности образовательной среды» с использованием технологий создания безопасной/здоровой образовательной среды и практикам ненасильственного поведения в школах, для проведения там практических занятий с будущими педагогами


Повышение потенциала членов Общественных советов Министерства финансов и Министерства образования и науки по вопросам управления финансированием образования, мониторинга финансирования образования, в том числе по вопросам обеспечения безопасной образовательной среды








Разработка механизмов и распространение передового опыта по повышению безопасности образовательной среды в школах страны как через межсекторальное взаимодействие государственных органов, так и через взаимодействие органов местного самоуправления, попечительских советов и школ



Пилотирование и трансляция опыта 12 пилотных школ страны по организации безопасной/здоровой образовательной среды. В этих школах проводятся мероприятия по повышению безопасности образовательной среды и с целью устойчивости формируются пилотные группы «Советников по безопасности» и отрабатываются механизмы менеджмента безопасности образовательной среды.


Внедрение практических методов экологической безопасности в школах через обучение администрации и преподавательского состава


Информирование образовательных организаций, ОМСУ и общественности о возможностях обеспечения безопасной/здоровой образовательной среды


Создание и поддержка веб-платформы www.safe.edu.kg проекта как информационного ресурса по вопросам обеспечения безопасной/здоровой образовательной среды и практикам формирования ненасильственного поведения