Организация правильного освещения в школах
Физическая безопасность
Освещение является критическим фактором для обеспечения продуктивного и эффективного учебного процесса.
Визуально мы получаем 80% информации. Качество освещения в комнате зависит от источников света (природные и/или искусственные), его распределения в помещении и того, как свет воспринимается находящимися там людьми.
Практика показывает, что существует взаимозависимость между успешной учебой и состоянием здоровья школьников и состоянием окружающей среды в школе, поэтому хорошие условия для обучения — это инвестиции в будущее.
Как показывают результаты исследований, освещение в школах напрямую влияет и на здоровье, и на успеваемость детей. 22-25% молодых людей заканчивают школу с дефектами зрения. При этом патология возрастает за период обучения в 2,4-2,5 раза. Одной из основных причин этого негативного и опасного процесса является неудовлетворительное состояние освещения школ.
Во время обучения дети находятся более 90% времени в школьном здании. Это означает, что школа должна обеспечивать комфортную и здоровую учебную среду. Однако степень безопасности и качества внутреннего микроклимата зависит от нашей деятельности и того, как мы его поддерживаем и регулируем.
Неправильное освещение вызывает ощущение дискомфорта и гиперактивность, в то время как хорошее освещение повышает нашу производительность. Освещение также влияет на эффективность работы учителей и их устойчивость к профессиональному стрессу преподавателя.
Избыток или недостаток света, ослепляющие лучи и искажение цвета оказывают огромное влияние на наше восприятие, настроение и производительность труда.
Для зрительной работы существенное значение имеет не только количественная сторона освещения – величина освещённости, но и качество освещения, т.е. равномерность освещения на рабочей поверхности и окружающем пространстве (распределение яркостей), контраст между рассматриваемым предметом и фоном, наличие блескости, направленность и спектральный состав светового потока. Эти закономерности послужили основанием гигиенических требований к нормированию освещённости и организации рационального освещения в помещениях различного типа в зависимости от выполняемой работы с различным уровнем точности.
В апреле 2016 года Постановлением Правительства Кыргызской Республики за № 201 были утверждены санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях.
Давайте посмотрим на требования к естественному и искусственному освещению.
Там сказано: В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300-500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования – 500 лк, в кабинетах информатики (на столах) - 300-500 лк, на классной доске - 300-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.
Но что это значит? Как проверить? Каким образом достигаются эти параметры?
В люксах измеряется уровень освещенности. Это единица света (люмен на метр квадратный) является основным показателем во время быстрой оценки системы освещения.
Чем измерить?
Измерить уровень освещенности Вам поможет цифровой люксметр. Он используется для измерения уровня освещенности на рабочем месте или в жилом помещении, а также измерения интенсивности светового потока, как солнечной энергии, так и искусственных источников освещения. Цифровой люксметр можно использовать в помещениях и на открытых площадках.
Приобрести его можно во многих магазинах. Чаще всего цена во многом зависит от его функциональных возможностей, которые используются для измерения уровня освещенности в общеобразовательных заведениях, библиотеках, музеях, школах и научных центрах. Для более точных измерений, рекомендуется люксметр с корригирующим светофильтром. Светочувствительность таких приборов максимально совпадает с чувствительностью человеческого глаза.
Как измерять?
С методикой проведения оценки параметров школьной среды можно ознакомиться по ссылке.
Самооценка безопасности образовательной среды — Ольга Солошенко
Давайте детальнее рассмотрим оценку качества освещения в школе:
Измерение искусственного освещения с помощью люксметра проводиться на рабочих местах в темное время суток, когда отношение естественной освещенности к искусственной составляет не более 0,1. В том числе и при работе в режиме совмещенного освещения (естественное + искусственное). При комбинированном освещении (общее + местное) рабочих мест вначале измеряют суммарную освещенность от светильников общего освещения, затем включают светильники местного освещения и измеряют освещенность от светильников общего и местного освещения. Для приблизительной оценки искусственной освещенности в дневное время суток вначале определяют освещенность, создаваемую совмещенным освещением (естественным и искусственным), а затем — при выключенном искусственном освещении. Разность между полученными данными составит приближенную величину освещенности, создаваемую искусственным освещением.
Для получения подробной картины освещенности вам потребуется нарисовать план измеряемых кабинетов, как показано на примере:
Так же используйте планы школы для нанесения информации о местонахождении светильников и размеры помещения (длина, ширина, высота потолка, площадь в м2, часы использования и т.д.). Отметьте все зоны на плане (комнаты, коридоры и т.д.).
Как проводить оценку освещения в классе
Необходимо идентифицировать основные проблемы, определить приоритеты и свериться с техническими и финансовыми возможностями. Такая оценка позволит вам определиться с тем, где имеются проблемы с освещением, и куда необходимо будет направить усилия по улучшению качества освещения.
Как и зачем улучшать освещение в школах?
Безопасность школьной образовательной среды в КР
Искусственное освещение школьных зданий имеет большое значение для правильной постановки и проведения учебного процесса, создания комфортных условий для выполнения сложных зрительных задач и в деле эффективного использования электроэнергии, расходуемой на освещение. Даже если новая система и не уменьшит энергопотребление, все же обеспечит гораздо лучшее освещение без увеличения энергопотребления.
Многие школы инвестируют средства в новое освещение, не обращая должного внимания на качество. Очень часто результатом такого подхода является система освещения, которая красиво выглядит, но не отвечает должным требованиям качества и энергоэффективности. Обычно администрация школы не знает о критериях качества и требованиях к системе освещения. Поставщики, к сожалению, также часто не имеют достаточных знаний, а их оборудование не имеет необходимых документов, свидетельствующих об их производительности.
Для того, чтобы выбрать хорошую систему искусственного освещения при недостатке дневного света, существуют четкие и простые технические требования для систем искусственного освещения в школах (см. таблицу).
Таблица требований к системам освещения, используемых в школах
Параметр | Уровень | |
1. | Уровень освещения | 300 - 500 люкс на рабочей поверхности (партах) 500 люкс на доске |
2. | Цветопередача (индекс Ra) | Не меньше 80 % |
3. | Мерцание и стробоскопический эффект | Отсутствуют (в наличии электронный балласт) |
4. | Индекс ослепления (UGR)* | Не выше 19 |
5. | Содержание опасных веществ** | Содержание ртути не больше 2 мг на лампу |
6. | Энергопотребление | Не больше 3W на 100 лк/м2 |
7. | Срок эксплуатации | Не меньше 20000 часов при 80% светового потока |
*UGR - индекс ослепления рассчитывается с учетом коэффициента отражения потолка и стен.
** для люминесцентных ламп.
Для освещения учебных помещений необходимо использовать исключительно светильники рассеянного света. Предпочтительно применение источников с цветовой температурой 4000 К и индексом цветопередачи Rа> 80. Коэффициент пульсации источников света должен быть не выше 10%, а при работе с компьютерами — не более 5%.
Школы, которые хотят обеспечить хорошие учебные условия для учащихся, должны использовать эти параметры при планировании улучшения системы освещения и проведении закупок ламп и светильников.
Как выбрать правильный светильник для школы
Для начала модернизации освещения нужно определиться с осветительными приборами, которые будут использованы при модернизации освещения в кабинетах. Осветительные приборы делятся, в основном, на три больших типа: общественное освещение, промышленное освещение, наружное освещение. Среди осветительных приборов для общественного освещения есть приборы, рекомендованные для использования в школьных зданиях. Это подтверждается наличием сертификатов у продавцов/поставщиков или описано в каталогах производителей.
Например:
Для того что бы определиться с конкретным типом светильников для школы необходимо ориентироваться в каталогах производителей. В качестве примера далее приведено описание из каталога Ардатовского светотехнического завода.
Далее рассматриваем светильники для общественного освещения. Конструктивные решения осветительных приборов делятся на три типа: встраиваемые, потолочные, настенные. Допустим, мы выбираем потолочные. Среди потолочных светильников выбираем нужно нам назначение:
Из приведенного списка моделей по расшифровке модификаций мы выбираем нужный нам светильник. Допустим это будет светильник с овальным рассеивателем, с электронным ПРА, с двумя лампами типа Т8, с энергопотреблением 36 ватт каждая. Учитывая вышеперечисленные наши представления и пожелания к светильнику, опираясь на расшифровку модификаций производителя можем легко выбрать нужную нам модель.
Наша модель для установки в школе это ЛПО46-2Х36-614 Lux. Теперь осталось понять сколько таких светильников нужно для установки в кабинет.
Хотелось бы заметить, что сейчас на рынке Кыргызстана представлены разные производители светотехнической продукции, но далеко не все обладают сертификатами и сопроводительной информацией. Однако, бывает, что поставщик имеет все документы и сертификаты, но не имеет в наличии большого количества светильников, не редко, это всего три-четыре светильника на витрине. А большое количество светильников нужно будет ждать две-три недели и только под заказ. Это неплохо. К тому же, поставщик может стать посредником между вами и производителем, чтобы определиться с необходимым количеством светильников и проведении светотехнического расчета для конкретных кабинетов.
Рассчитать необходимое количество светильников можно при помощи программного обеспечения. Самым распространённым и общепризнанным во всем мире программным обеспечением является программа DIALux, разработанная немецкой компанией DIAL GmbH (Deutche Institut fur Angewandte Lichttechnik) - Немецким Институтом Прикладной Светотехники. Она разрабатывается с 1994 года и предназначена для выполнения светотехнических расчетов и проектирования как внутреннего, так и внешнего освещения. Программа распространяется бесплатно и может использовать данные осветительного оборудования любых изготовителей, у которых имеются электронные базы светильников в формате, поддерживаемом программой Dialux. Она предоставляет широкие возможности по представлению результатов расчета и учитывает все современные требования к дизайну и расчету освещения:
• общий трехмерный (3D) вид освещенного помещения;
• графическое изображение распределения освещенности;
• монтажные схемы расположения световых приборов;
• изолинии, таблицы распределения освещенности;
• график освещенности;
• визуальное и табличное отображение параметра энергооценки освещения;
• ведомость светильников и паспортные данные.
Саму программу можно скачать по ссылке: https://www.dial.de/en/dialux-desktop/download/
Для того что бы корректно рассчитать необходимое количество светильников для кабинета нужно произвести замеры помещения, как представлено на рисунках ниже, в качестве примера.
Шаг 1.
Шаг 2.
Шаг 3.
Для этого вам понадобится фотоаппарат, рулетка, несколько листов писчей бумаги формата А4, линейка, карандаш или ручка. Планы помещений рисуются схематично, с указанием точных размеров объектов и расстояниями между ними. После того, как план кабинета нарисован, его можно сфотографировать на цифровой фотоаппарат или отсканировать в формат JPG. Это позволить оперативно передать планы кабинетов школы для создания светотехнического расчета.
Нарисованные планы должны сопровождаться фотографиями помещения. Это поможет оператору DIALux правильно создать 3D модель помещения и выбрать цвет помещения для определения коэффициента отражения поверхностей в помещении.
По завершению работы с предоставленной информацией школа получит светотехнические расчеты на отправленные кабинеты с необходимым количеством выбранных светильников, обеспечивающих необходимый уровень освещенности в помещении.
Пример готового светотехнического расчёта
Пример реализации подхода
Орловская средняя школа №1 им. Г. П.Кудряшова.
ДО
ПОСЛЕ
Средняя общеобразовательная школа №77, г. Бишкек
Средняя школа № 84 им. Парпиева с. Шарк
В школе им. Парпиева установлена современная система освещения в классах
Улучшение освещения в школе совместно с родителями. Опыт СШ № 84 им. Парпиева с.Шарк
Использование современных систем освещения устраняет технические недостатки, присущие устаревшим системам освещения (мерцание, шум, треск), вызывающих повышенную утомляемость органа зрения и ухудшение общего состояния организма, и способствует повышению эффективности учебного процесса.
Освещение в школе Стандарт безопасности