ДОНАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КЫРГЫЗОВ О ПРИРОДЕ
22.09.2022
ДОНАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КЫРГЫЗОВ О ПРИРОДЕ[1]
доцент Байбосунов Али Аскар
Человек и природа в устном народном творчестве.
Отношение человека к природе, животным и растениям определяется не только его природным окружением, но и особенностями хозяйственного уклада у киргизов, как известно, занятия кочевым скотоводством сочетались с охотой. Охота для киргизов была одним из важных промыслов после главного их занятия скотоводством. Непосредственно сталкиваясь с животным миром, уже в древности люди пытались осмыслить сокровенные связи между человеком и природой.
Духовным богатством, наследством киргизского народа являются такие эпические произведения, как «Манас», «Эр Тљштїк», «Кожожаш», «Карагул ботом» и др.
Эпос «Манас» - это и история народа, и его эпическое наследие. Он представляет собой неотъемлемую часть народного сознания, концепцию его эстетических и моральных воззрений. Первоначальный вариант относится к середине 1 тысячелетия до н. э. К такому выводу пришли ученые - А. П. Окладников, М. П. Грязнов, С. В. Киселев, Г. Н. Потанин, С. И. Руденко, С. М. Абрамзон, Ю. С. Худяков на основании анализа археологических данных, наскальных рисунков, устного народного творчества киргизов, проживающих в различных регионах мира[2]. По мнению профессора А. Н. Бернштама, академика В. М. Жирмунского И М. А. Ауэзова «Манас» был широко известен тюркоязычным народам мира с IX века и не имеет себе равных в мире по объему, уникален по содержанию, охватывает все стороны жизни и быта народа.
Эпос «Эр Төштүк» создан раньше «Манаса». В нем показана дружба человека с меньшими нашими «братьями», подчеркивается тесная связь жизни человека с жизнью остальных живых существ, начиная от муравьев и кончая сказочной птицей Алп кара куш (букв. великан-беркут).
В «Кожожаше» - малом эпосе киргизского народа показана киргизская земля, борьба человека с враждебными ему силами природы.
Поэма «Карагул ботом» написана в форме кошока - плача по умершим. В основе поэмы лежат реальные события из жизни киргизских охотников.
В них проводится, в частности, очень важная мысль о бережном отношении к окружающей среде, о сохранении всего живого на земле.
В поэме «Кожожаш» отражена напряженная работа мысли, стремление людей к познанию окружающей среды.
Однако ограниченность их общественно-исторической практики, на развитость средств познания, как уже отмечалось, привели к тому, что основной формой обобщения знания у них стала мифология с элементами мистицизма.
Приведем отрывок из «Кожожаша», в котором показано одно из центральных событий эпоса:
Мерген аны да атьш[3] кулатты, Охотник выстрелом свалил и ее
(Сур эчки),
Биреен тирүү койбостон, Не оставил в живых никого,
Башкасы түгөл кырылып, Все были убиты.
Акты суудай кандары Кровь текла, как вода,
Алабаштын уругу. Рода Алабаш.
Кожожаш - любимый народный герой, противостоит силам природы, олицетворенным в образе Сур эчки – Серой козы. В эпосе показана противоречивость в борьбе человека с природой. Победа охотника расценивается как беда не только для его жертвы.
Серая коза в эпосе выступает как мифологический образ природы. В эпосе, таким образом, проводится мысль, что человек является детищем природы и принадлежит ей. И нарушение равновесия в природе ведет к исчезновению разных видов животных. Многие мифологические образы сохранились в памяти народа, например: Чолпон-Ата - старец, покровитель баранов, Камбар-ата - покровитель лошадей, Ойсыл-кара - покровитель верблюдов, Занги-баба – покровитель коров, Баба-дыйкан - покровитель земледельцев и др. Каждый раз, когда происходил массовый падеж скота от эпидемий, кочевники просили помощи у старца-покровителя. Народ был уверен в том, что чрезмерным сознательным уничтожением урожая и скота (когда жгли урожай на поле или резали большое количество скота при возвращении из барымта[4]) можно разгневать покровителей и они покарают за это[5].
В фольклорных произведениях зачастую изображаются взаимоотношения героев с миром животных. Примером может служить следующий отрывок из эпоса «Эр Тљштїк»:
Барып Тљштїк караса, Подходит Тоштук и видит,
Ал жолборстун бутуна, Что тигр вогнал в ногу занозу
Чөңөр кирип кетиптир. Как прежде не может
Жортуп жүрүп аш таппай, Добывать себе пищу.
Арык болуп кетиптир. Тоштюк вытащил занозу.
Чөңөрү сууруп алды эми Выпустил испорченную кровь.
Ириң менен кан кетти.
* * *
Олондогон ал аюу, Мощный медведь
Орго түшкөн кези экен Попал в глубокую обледенелую яму.
Ошол түшкөн чуңкуру, Стараясь выкарабкаться,
Асты балчык, бети муз, Лишился когтей.
Чыгамын деп бечара, Если бы Тоштук не подоспел,
Тырмагынан айрылып, Познал бы тот свою гибель.
Анча Тљштїк барбаса
Кыяматтын кыстоосун
Көрө турган болуптур.
В народе бытует пословица: Бирөөгө жакшылык кылсаң ал өзүңө эки эселеп кайрылат - Добро, сделанное тобой кому-то, обернется вдвойне. В этом же эпосе есть эпизод, гдесказочная птица Алп кара куш помогает Тоштюку. С помощью большого крылатого друга Тоштюк выходит из-подземли живым и невредимым, возвращается к своему народу:
Ажыдардын колунан Ты спас моих птенцов
Балдарым алып бергенсиң От пасти дракона,
Досум. Друг.
Айтканыңа сыр кылам досум, Я готов служить тебе,
Абыдан санааң тындырам, Друг.
Досум, Все твои горести облегчу,
Капаңдын баарын кетирем, Друг.
Досум Все твои желания исполню,
Каалаган жерге жеткирем, Друг.
Досум1. Куда захочешь, туда доставлю,
Друг.
Эпос отражает мудрую мысль народа, что все живые существа на земле взаимосвязаны и зависят друг от друга. Известно, что некоторые киргизские роды назывались именами животных, например, бугу - олень, багыш – лось и т. д.
Многие легенды, бытующие в народе, отражают взаимоотношения человека и природы. Так, имя мудрого старца Асан-Кайгы2 было широко известно не только киргизскому, но и соседнему казахскому народу.
Известный казахский ученый Чокан Валиханов охарактеризовал Асан-Кайгы как «знаменитого в народных воспоминаниях кочевого философа»3. Основу его философских размышлений составляют мысли о том, «чтобы не было в природе никакой угрозы и чтобы сохранилась общая гармония».
По мнению Асан-Кайгы, причиной коркунучтуулук - угрозы человеку является утрата этического норматива, то есть взаимного уважения. Отсутствие его между людьми и природой приводит к дисгармонии. По мнению мудреца, чтобы познать мир, необходимо бардык тируу жандыктарды аёо, аларды баалоо, урматтоо - жалеть все живое, ценить его и уважать. Гуманизм, без которого не может быть гармонии, означает проявление любви ко всему живому, бережное отношение и постоянную помощь природе, животному миру со стороны человека.
Асан-Кайгы призывал постоянно защищать природу, животный и растительный мир: Ар кандай жакшылык иш адамдык чоң сапат, жамандык иш акылсыздык - Каждое полезное дело, совершенное человеком, - его положительное качество, а плохое дело, совершенное им,- недалекость его ума. Он утверждал, что все живое в природе полезно; в ней нет ничего бесполезного. Зыянсыз жыланга кара саноо керек эмес – Не трогай змею, которая не вредит и ползет своей дорогой; Пусть не умирает змея, которая не жалит; Пусть живут и мелкие насекомые и малые живые организмы. Мы зачастую не очень внимательны к окружающей нас природе. Но стоит только вглядеться в нее, и открывается такой органичный и сложный мир, что в полной мере становится ясно - нет ничего лишнего в природе... Ученые, например, уже доказали необходимость сохранения змей. Давно подтверждено такое высказывание киргизов: Из змей можно приготовить сильнодействующее лекарство и др.
В настоящее время на земном шаре существует 2500 видов змей, и только 410 из них ядовиты. В нашей стране обитает 52 вида змей, а ядом из них наделены лишь 10. На территории Киргизии обитают змеи всего 10 видов, из которых ядовиты только 2 вида - степная гадюка и щитомордник. Сейчас каждому из нас известно, какие лекарства изготовляют из сухого яда змей («Випросал», «Випросал В», «Випраксин» и др.) и для лечения каких именно болезней эти лекарства при меняют.
Сухой яд намного дороже золота. Если цена унции (около 31 грамма золота) на мировом рынке колеблется от 400 до 500 долларов, то одна унция яда кобры стоит 9000 долларов, а африканской змеи бумсланг -283000 долларов.
Однако до сих пор в сознании большой части людей змея - это что-то страшное и неприятное. Конечно, змеи приносят не только пользу, но и вред, так как укусы отдельных видов змей смертоносны для людей и скота.
Зима для всех живых организмов суровое испытание. В холодные зимние дни очень многие из них терпят бедствия и нужду. Мудрец Асан-Кайгы, зная это, очень печалится:
Таразасын көтөрүп Несущая свой дом на себе,
Тарбаңдаган шор тумшук Неуклюжая, несчастная,
Таш бака байкуш кантти экен? Что стало с бедной черепахой?
Боору жерге жабышкан, Тело прижато к земле,
Баса албаган балчактап, Идти не может толстушка,
Бака байкуш кантти экен? Что стало с бедной лягушкой?
Кирер эшиги жок, Чтобы зайти - нет дверей,
Корголор тешиги жок. Чтобы спрятаться - нет щелей,
Коңуз байкуш кантти экен? Что стало с бедным жуком?
Воспитанные с малых лет в духе бережного отношения к природе, киргизы никогда не разрушали муравейники. Наоборот, они старались подкормить насекомых курутом (шарики, сделанные из густой массы кислого молока и высушенные на солнце), который дробили на мелкие частички и посыпали муравейник. Люди знали - Где много муравьев - там мало вредных червей.
Известно, что муравьи играют большую роль в почвообразовании и являются ее санитарами. В Московской области впервые в нашей стране организован заказник («Верхняя Клязьма») для муравьев.
На земном шаре муравьев обитает 6000 видов, в нашей стране около 350. Специалисты лесного хозяйства подсчитали, что обитатели одного гнезда рыжих муравьев уничтожают за день не менее 100000 насекомых вредителей; за один месяц население 5 муравейников уничтожает до
На возвышенных местах, где обитали змеи (место скопища змей), запрещалось разводить костры, лить воду и др.
Седобородые, умудренные жизнью старцы часто говорили молодым о том, что живые существа не приносят человеку никакого вреда, наоборот, они очень нужны людям, так как их создала сама природа: Природа не зря создавала разнообразные виды животных... Известно, что киргизы, если змеи заползали в жилье и не уходили долгое время сами, наливали для них в плоскую чашку молоко и ставили эту чашку на их пути. Каждый человек старался не быть «мыкаачы» - кровожадным, убивающим невинные живые существа.
Киргизы наказывали такого кровожадного человека (мыкаачы кишини) тем, что когда устраивали праздник по случаю обрезания, женитьбы, новоселья или большие поминки по уважаемому аксакалу, такого человека не приглашали, выражая этим свое презрение.
Старшие учили маленьких детей, чтобы они осторожно относились к муравьям, пчелам, бабочкам, паукам, черепахам, лягушкам и др., и это передавалось из поколения в поколение.
Известно, что ящерицы, жабы и лягушки поедают, уничтожают вредителей (комаров, огородных улиток, различных бабочек, мух и др.), находящихся близко к поверхности земли. Одна лягушка, например, в день поедает до 1 килограмма насекомых.
Проникнуты тревогой размышления Асан-Кайгы о насекомых:
Салган тамы жок, Нет у него ни дома, нет и забора,
Кылган камы жок, Нет ни урожая, нет ни скота,
Алган даны жок,
Баккан малы жок, Снние от природы глаза и голова.
Көзү-башын көгөртүп Как живется бедному оводу?
Баягы көгөн байкуш кантуи экен? Чтобы видеть, нет глаз.
Көрө тypгaн көзу жок, Как живется бедной мухе?
Чымын байкуш кантги экен? Собранный на зиму запас меда,
Жыйган балын тартгырып, Утащили медведи.
Аюу менен касташып, Как живется бедной пчелке?
Аары байкуш кантуи экен?
Пчелы - неутомимые труженики. Дикие и культивированные их сородичи дают лекарственный ароматный мед, опыляют растения и фруктовые деревья;
Доказано, что садовые участки, посевы люцерны и клевера, опыленные пчелами, дают урожаи намного больше, чем не обработанные пчелами сады и поля.
Заботой о птицах проникнуты следующие строки великого гуманиста:
Уясын кар баскан чыгар, Как живется бедняге-птице?
Шору таштай каткан чыгар, Ведь гнездо ее осталось под снегом.
Чымчык байкуш кенетти экен?
Чилде түштү кыш болду, Наступила суровая зима,
Суунун баары тоңуп, муз болду Озера и реки замерзли.
Каз, өрдөктөн канча өлдү экен? И сколько погибло гусей, уток?
Каркыра-турналар канетти экен? Что стало с журавлями?
Раньше считалось, что птицы, поедая урожаи зерновых, ягод, фруктов, приносят земледельцам только вред. Существующие до сих пор подобные представления говорят о недостаточно высоком уровне экологического познания людей. Можно привести примеры невосполнимых потерь, к которым приводит сознательное нарушение людьми экологического равновесия в природе. В последнее время в Швейцарии и во Франции начали уничтожать скворцов под тем предлогом, что они вредят, виноградникам и садам. В результате количество всевозможных насекомых и их личинок, питающихся зерновыми культурами, молодыми побегами, стеблями винограда, листьями вишни и т. д., намного возросло, а урожаи на полях, в садах не только не увеличились, но и стали ниже.
Скворец в течение дня съедает 300 гусениц или 360 огородных улиток. Отменный аппетит у его птенца: за 2-3 дня он удваивает свой вес, то есть съедает 800-900 гр. и более.
Следует подчеркнуть, что в природе нет ничего лишнего. В сложную экологическую систему входят все растения и живые существа, и они взаимосвязаны, составляя необходимое звено в жизненных условиях друг друга. Асан-Кайгы глубоко прав, говоря: Что создала природа сохрани сполна. Его гуманистические мысли созвучны нашему времени, нашему миропониманию.
Только большой гуманист, каким был Асан-Кайгы, в дореволюционное время мог думать об охране и защите живой природы. Ведь условия для этого созданы в республике лишь после победы Великого Октября. В нашей стране, в том числе в Киргизии, есть государственные заповедники и заказники. В Конституции СССР 1977 года имеется статья об охране растительного и животного мира, т. е. Советское государство рассматривает вопросы взаимодействия человека с природой, задачи охраны окружающей среды, восстановления редких видов животных и растений в одном ряду с важнейшими проблемами жизни современного общества.
В нашей республике созданы: Ала-Арчинский природный парк 4 заповедника, 16 охотничьих, 10 лесных, 21 ботанический, 18 геологических заказников. Каждый из них по-своему уникален. Например, Иссык-Кульский заповедник призван охранять водоплавающих птиц, прилетающих на озеро зимовать. В Сары-Челекском биосферном заповеднике в реликтовых орехоплодных лесах находят покой зубр, олень, белокоготный медведь и снежный барс.
Во всех заповедниках проводится научная и природоохранительная работа. Например, зимой в суровые морозные дни в заповедниках подкармливают диких зверей, охраняют их от браконьеров; в летние следят за сохранностью редких и ценных лекарственных растений и т. д. Такое бережное отношение способствует охранению и размножению редких зверей и птиц, а также растений, произрастающих только в данной местности. По последним данным, в заповедниках и заказниках Киргизского, Ала-Тоо обитают более 7000 эликов, около 10000 кабанов, 10600 архаров, 93200 горных козлов, 37200 фазанов, 166000 уларов и около 2000 снежных барсов.
С каждым годом в них увеличивается число редко встречающихся на земном шаре зверей и птиц: архаров, важенок (самок оленей), бурых медведей, джейранов, горных гусей, куликов-серпоклювов и др. В настоящее время в Иссык-Кульской области разводят сапсанов; кречетов, беркутов, ястребов, соколов - их приручают и дрессируют. В нашей республике под охраной и защитой находятся реликтовые ореховые леса, горные можжевельники, тянь-шаньские ели, а также такие растения, как сарындыз, тюльпан, аркар оту, подснежник, горицвет, лютики и др.
В настоящее время пустыри, открытые для ветра места, в республике засаживаются холодо- и жароустойчивыми сортами фруктовых деревьев, кустарниками.
Следует заметить, однако, что меры, принимаемые в республике по защите и охране животного и растительного мира, нельзя считать достаточными. Так, например, за последние 100 лет в горах Тянь-Шаня и Памиро-Алая природа потеряла только в результате охоты и браконьерства почти 3000 снежных барсов, Т.е. четыре пятых от общей их численности. Это очень много для нашего эндемика, каковым является красавица илбирс. Высохли природные болота в Иссык-Кульской котловине (в районах Кутурги, Ой-Тала, Урюкты, Ананьева), в результате уменьшилось число лягушек, змей, ондатр, зайцев, фазанов и др. В уникальный, самый чистый в мире водоем - Озеро Иссык-Куль - ежегодно сбрасывается 1000 тонн фосфата и 100 тонн азота, масса органических отходов. В реках Джергалан, Чолпон Ата, Чон-Ак-Суу отмечено повышенное содержание нитратов, цинка и меди. В районе г. Чолпон-Ата, сел Чок-Тал, Ак-Терек загрязнение вод превышает допустимые нормы.
Озеро может быть отравлено непосредственно или через цветение воды - от водорослей, в том числе ядовитых синезеленых. Не падение уровня вод Иссык-Куля, а их увеличивающееся загрязнение - вот больная проблема озера. Такие ценные кустарники, как чычырканак - облепиха, беру карагат - барбарис, вырубают и сжигают - на топливо. Не прекращается хозяйственная деятельность, имеющая пагубные последствия; в Сары-Челекском биосферном заповеднике и орехоплодных лесах Арсланбоба. Леса часто вырубаются и сжигаются, в них прокладываются дороги. Земли лесов превращаются в пахотные они поглощаются водохранилищами. Вырубаются кустарники, деревья, находившиеся на территории госзаказников: там же выпасается скот, заготавливается сено. Все удобные для земледелия участки перепаханы и засеяны. И только на узких полосках еще не распаханных земель, в камышах, по поймам речек, водоемов и вдоль оросительных каналов обитают трихограммы, мухисирфиды, златоглазки, пчелы, шмели, пчела-листогрыз и др. В этих же местах в растительной подстилке из опавших листьев и сухой травы, а также в почке перезимовывают жужелицы, божьи коровки и т. п. В ивовых, облепиховых и других зарослях находят приют и гнездятся фазаны, соловьи, вальдшнепы. Эти пойменные леса имеют большое водоохранное значение, предотвращают размыв берегов и предохраняют почву от эрозии.
Пожилые люди вспоминают тихие, сухие, ясные, голубые золотистые дни в Чуйской долине и на их фоне серебро множества паутинок, торжественно-медленно плавающих невысоко над землей. К сожалению, сейчас такую картину мы уже не увидим. Перенасыщение естественной среды минеральными удобрениями и ядохимикатами (суперфосфатом, селитрой, пестицидами, гербицидами и др.) уже привело к гибели многих видов животных, хищных и певчих птиц, полезных насекомых на нашей планете.
С 1940 по 1986 годы использование минеральных удобрений в республике выросло в 43 раза, ядохимикатов - в 10 раз, а валовый продукт сельского хозяйства увеличился лишь в 2,7 раза. Не надо забывать, что при этом вредные вещества, например, нитраты, накапливаясь в продуктах сельскохозяйственного производства, могут угрожать генетике самого человека. Прямое отравление пестицидами каждый год поражает в мире (данные без СССР) 2 миллиона человек и уносит до 50 тысяч жизней.
Растет число раковых заболеваний по вине пестицидов.
Одной из первых жертв «химической чумы» стали пауки.
Яд пауков ценится в мире очень высоко. Например, унция сухого яда самки каракурта (черная вдова) стоит 2360000 долларов. Все виды ядов пауков используются в фармацевтике.
Исчезновение пауков-путешественников - серьезный сигнал, симптом тяжелого недуга природы и помочь ей может только человек.
В киргизском народном эпосе неоднократно звучит мысль о том, что безразличное отношение к природе не приводит ни к чему хорошему. Она заключена, например, в словах Серой козы (олицетворяющей, как мы помним, природу), обращенных к охотнику Кожожашу:
Тилегин берсе эчкинин, Если сбудутся слова Серой козы,
Сенин да бир кун Кожожаш То ты, Кожожаш, в один из дней
Кезундун жашы көл болор, Будешь лить горючие слезы,
Жаратылыш айлана И окружающая тебя природа
Өзү сага жоо болор Будет твоим врагом.
Судьба Кожожаша известна: он не послушался предостережений Серой козы и нашел свою смерть в расщелинах скал. Трагична и судьба старого охотника Ашира из поэмы «Карагул ботом». Очень меткий и удачливый охотник Ашир за свою жизнь убил очень много животных. Когда ему было за восемьдесят лет, уже немолодая жена его родила сына, которому дали имя Карагул. Чтобы сберечь сына от дурного глаза, на запястье ребенку родители привязали на нитке девять красных бусинок. Сына одели в одежду из кожи косули (тулупчик, штанишки, тюбетейка). И вот, когда не стало в юрте мяса, старый Ашир отправился на охоту, а за ним, незаметно от матери, и 6-8-летний Карагул, который долго шел плача, но не догнал отца и, устав, уснул в кустах кохии. Не найдя за целый день дичи, раздраженный и усталый возвращался Ашир домой, случайно заметил что-то в кустах, и подумав, что это детеныш косули, выстрелил в него. Подбежав же к кусту, охотник увидел, что застрелил не косуленка, а своего сына Карагула:
Кийик бир болуп сен жаттын, ботом Ты лежал, как косуленочек, мой
Мен кийик тон кайдан кийгиздим родной.
ботом. Зачем я тебя одел в тулуп из
Кийик бир дедим мен аттым ботом Думал что это косуленок, а выстре- лил в тебя, мой родной.
В народе считали, что старого Ашира настигло проклятие кайберена, так как он жестоко уничтожал животных, начисто забывая мудрый наказ киргизов: Безвинных живых существ не убивай, сжалься, а главное бойся проклятия покровителей. Любой киргиз не забывал этого наказа, и только когда крайняя нужда заставляла резать животное, поступал так: Ты не виновен предо мной, но у меня нет пищи, прости меня, если можешь, милый.
Мы коротко остановились лишь на нескольких произведениях устного народного творчества, где идеи об охране и защите окружающей среды, живой и неживой природы перекликаются с сегодняшними актуальными проблемами.
Устное народное творчество имеет исключительно большое воспитательное значение - в нем источник любви и понимания окружающего нас мира, бережного отношения к природе, разумного использования ее богатства.
Экологическое воспитание нельзя видеть только в пропаганде новейших знаний науки. Необходимо широко привлекать самые разнообразные средства этического и эстетического воздействия на человека, опираясь на многовековую народную мудрость и культуру. Люди с большим жизненным опытом говорили: Быть культурным, сознательным - это не только знать наизусть один из эпосов, играть на комузе... Главное - гуманное отношение к животным, окружающей природе. Вот суть культуры человека. Именно в этом заключается непреходящая ценность эпоса, народного фольклора, сконцентрировавшего в себе поучительный опыт общения, взаимодействия человека с природой.
Жеңижок о сохранении равновесия в природе.
Жеңижок1 – один из виднейших акынов кыргызского народа. Его настоящее имя Өтө; жил и трудился в селе Аксы нынешнего Джаңы-Джольского района.
Токтогул, Коргоол, Эшмамбет, Калык и другие в народе известные акыны были учениками Жеңижока. По преданию Жеңижок мог, к примеру, об аккан суу – проточной воде – импровизировать в течении 7 дней, при этом описывая диковинных животных, живущих в глубинах океана (очевидно акын был хорошо знаком с арабскими источниками). Когда Токтогул, Тоголок Молдо, Барпы и другие рассказывали об Аккан Суу - это в лучшем случае был пересказ, слышанный от Жеңижока. Мудрые высказывания о природе, изречения и стихи Жеңижока сохранились в памяти киргизов и южных казахов. Отдел фольклорного фонда АН Кирг. ССР долго собирал в народе творения Жеңижока, и в
По свидетельству современников, в состязаниях акынов никто не мог его победить. Его поэзию отличают мудрость и поэтичность. Динамизм и связь явлений в природе были предметом его поэтических и философских раздумий. У некоторых современных философов существует мнение о том, что произведения поэта нельзя относить к философским.
Однако его произведениям присущи философские умозаключения и философский подход к вопросам о Вселенной, различным явлениям природы, смыслу человеческой жизни.
Окружающий нас материальный мир и Вселенную Жеңижок олицетворял в образе животворной природы. По его мнению, все созданное природой исполняет в ней определенную роль. Ничего лишнего в природе нет, и все соответствует своему времени и месту.
Жеңижок знал наизусть Коран на языке оригинала. В целях воспитания у людей высокой нравственности, этики и порядочности, милосердия к больному, пожилому человеку и братьям нашим меньшим часто прибегал в своем творчестве к высказываниям на этот счет в священной книге.
Киргизы, как и многие другие народы, почитали небо и свои высшие эстетические идеалы связывали с образами Солнца, Луны и бесчисленных звезд. Отражая это в своих произведениях, Жеңижока красоту окружающего мира сравнивает с красотой небесных тел:
Жарык кылган Ааламды, Как освещающее Вселенную
Күнү сонун, дүнүйө Солнце, чудесен мир.
Күндүн нуру сыяктуу Как солнечный луч
Күйүп турган, дүнүйө Воспламеняющий, чудесен мир.
Асмандагы Ай, жылдыз Как ночная Луна, звезды,
Түнү сонун, дүнүйө Прекрасен мир.
Таңкы чыккан Чолпондой. Как предутренняя Венера,
Көркү сонун, дүнүйө Замечателен мир.
Учуп өчкөн жылдыздай, Как гаснущий в ночи метеор,
Өчуп жанган, дүнүйө. Чудесен мир.
Жеңижока особенно интересовало происхождение и развитие небесных тел по Вселенной: «В этой безграничной Вселенной, скажи, как и из чего сделаны Луна, Солнце, звезды, небо, Земля?»
На эти сложные вопросы акын не дает ответа (возможно так же, что его ответы не сохранились в народе, забылись).
Как известно, в середине ХVII века философ Кант впервые выдвинул научное предположение о происхождении Солнечной системы из облака холодных пылинок, находящихся во Вселенной в хаотическом движении, а в
Известно, что история возникновения понятия «Вселенная» тесно связана с историей генезиса понятий «пространство» и «время» - двух фундаментальных философско-космологических категорий. В. И. Ленин писал, что «в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени». Приведенные ниже строки показывают, и как понимал акын пространство и время в их органической связи с движением, их объективность и независимость от разума человека:
Асманды жердин арасын, Безмерно расстояние
Кең жараткан турбайбы. Между небом и землей.
Мезгил тын бай канатын А время движется
Кага берет турбайбы. Бесчисленными взмахами
Своих крыльев.
В творчестве Жеңижока отражены и религиозные взгляды своего времени. О происхождении Луны, планет и звезд он высказывал схоластико-догматические мысли, согласно которым небесные тела кем-то созданы:
Алтын нурун жайнатып, Некто создал Луну
Ай жараткан эмеспи. С золотыми лучами.
Жылдыздарын жайнатып Он же создал прекрасный
Шай жараткан эмеспи. Хоровод лучистых звезд.
Естественный спутник Земли - Луна сама по себе не излучает света - она лишь отражает лучи Солнца. Однако древним людям казалось, что Луна золотистыми лучами освещает ночь, а в полнолуние она светит ярче, чем Солнце.
Толкования Жеңижока не носят научного характера, однако его мысли о возникновении и изменении явлений во Вселенной в условиях того времени были прогрессивны, ибо подготавливали почву для материалистического понимания природы.
Жеңижока хотелось узнать, почему лучи множества звезд на небе слабее лунных: «Во Вселенной одна лишь Луна и бесконечное множество звезд, почему же ночь темна, когда Луна не освещает Землю?»
Луна, как известно из курса астрономии, в силу притяжения, замедляет скорость движения Земли вокруг своей оси, что способствует возникновению и развитию на Земле растительного и животного мира. А Солнце является не только источником света, тепла и жизни в солнечной системе, но и ближайшей к Земле звездой, которую мы видим днем.
Во Вселенной есть звезды, диаметром в 300-400 и массой в 1000 раз больше нашего Солнца, но они находятся на очень большом расстоянии, мы видим их только в виде звезд ночью. Кроме того, множество звезд находится от Земли на таком большом расстоянии, что их лучи не видны с Земли не только невооруженным глазом, но даже в мощные телескопы. Находящиеся на колоссальных расстояниях от Земли звезды не могут освещать землю ночью, как Луна.
Жеңижока не мог понять, что Земля вращается вокруг своей оси, а заход Солнца и Луны объясняется вращением Земли вокруг своей оси; планету Венеру он называет звездой, хотя Венера, как и другие планеты, не испускает лучи, а отражает солнечные.
Акын хотел понять, почему с небесного свода звезды и Луна не падают на Землю и становятся невидимым и днем. Верного ответа на свои вопросы он найти не смог, что объясняется ограниченным миропониманием людей того времени:
«Чтобы не упали Луна и звезды, Всевышний закрепил их на небосклоне».
Нашу планету акын рассматривал не в отрыве от небесных тел (Солнце, Луна, звезды и т. д.), а в одном ряду с ними, и этот подход можно назвать стихийно-материалистическим.
Поэт писал:
С того времени по сегодняшний день
Горы разрушились, превратились в степи.
Степи превратились в горы.
Заключенный в этих строках поэтический образ преобразующего времени основан не на научном знании развития планеты, но он очень созвучен современным представлениям о динамизме горообразовательных процессов. Геология как наука дает свидетельство тому, что через сотни миллионов лет на месте высоких гор могут образоваться равнины или небольшие возвышенности.
Ветры и дожди, жара и холод разрушают твердые слои континентов и превращают их в мелкие камни, песок в пыль. Этот процесс происходит постоянно. Подсчеты показали, что каждый год с поверхности материка слои земли толщиной 0,8-
Доказано, что от притяжения Солнца и особенно расположенной близко к Земле Луны зависят приливные движения не только морей и океанов, но и твердой поверхности суши. Высота морских приливов может достигать
Изучение и наблюдение за высокими горами на континентах и на дне океанов доказали, что их происхождение является итогом непрекращающегося движения Земли, ее коры. Так, например, постоянно опускаются территории, на которых расположены Голландия и Венеция и в то же время постепенно повышаются территории, где расположены Финляндия и Швеция. Возраст хребта Ала-Тоо на Тянь-Шане составляет лишь 30 миллионов лет, а Киндик-Тасским горам в Казахстане всего один миллион лет - они молодые и будут еще расти.
В своих произведениях Жеңижок большое внимание обращает на различные свойства явлений и предметов окружающего мира: мягкие они или твердые, живые или мертвые, горячие или холодные, красивые или уродливые. Он говорит:
Түүрдүү- түүрдүү Ааламга, Мир, ты создал бесчисленное
Түр жараттың, дүнүйө. Множество видов во Вселенной.
Известно, что живые организмы образуют два больших мира: растительный и животный. Каждый из этих миров состоит из типов, классов, отрядов, семейств, родов и видов. Зачатки такой классификации прослеживаются в следующих строках Жеңижока:
Канаттуудан башкага Мир, ты всем дал молоко,
Сут жараттың дүнүйө. Кроме крылатых птиц.
Интересно, что в природе очень многие представители животного мира откладывают яйца: черепахи, змеи, крокодилы и др. Они не высиживают их, как птицы. Яйца проходят инкубационный период в теплом песке. Но и среди птиц есть такие, которые не строят гнезд и не носят корм птенцам. Их называют «сорные куры» (включают 10 видов из 7 родов), они обитают в Южном полушарии. По виду эти птицы похожи на индюков. Они зарывают яйца в перегной, в кучи мусора. Инкубационный период длится 60 дней. Птенцы, вылупившиеся из яиц, бегут в лес и вечером этого же дня улетают. В Австралии и Тасмании встречается зверь утконос. Свои одну-два яйца он высиживает в норе, детенышей кормит молоком. Хорошо плавая и ныряя в воде, питается мелкими водными организмами.
Таким образом, среди млекопитающих имеются такие виды, которые, как и птица, откладывают яйца и высиживают птенцов, а детенышей кормят молоком.
Жеңижок утверждает, что животный мир взаимосвязан с окружающей средой и изменяется в соответствии с ней. Он понимал, что неумение животных приспосабливаться к изменениям окружающей среды привело бы к губительным для них последствиям:
Сагызганды жандуудай, Мир, ты создал
Сак өстүргөн, дүнүйө. Сороку очень чуткой (хитрой).
Суусу начар жерлерге, Мир, ты вырастил на засушливой
Арча өстүргөн, дүнүйө. Земле можжевельник (арчу).
Сорока - очень чуткая и хитрая птица. На новом месте приживается быстро. При мощном снежном сходе в горах ни одна живая душа на его пути не может спастись. Однако сорока спасается: благодаря сильному и длинному хвосту она взлетает вертикально вверх на несколько метров, а потом только переходит к горизонтальному полету.
Жеңижока занимали и вопросы продолжительности жизни живых организмов на земле.
Арча - дерево долголетнее (средняя продолжительность его жизни составляет 500-600 лет). Удивительна жизнестойкость арчи: она растет в недоступных горных местах, не страшны ей ни ветры, ни знойная жара и засуха. 'Под защитой арчи вырастают другие растения. Арчовый лес защищает от эрозии склоны гор. Установлено, что один гектар леса из арчи способен выделить такое количество фитонцидов, которые способны убивать вредных микробов над поверхностью большого города. Арчу киргизы издавна применяли: она служила материалом для изготовления мебели (люльки, двери юрты, сундуки и т. п.), из этого дерева делали мосты.
Жеңижок точно описывает естественный механизм природы:
Кээ бир жанды көбөйтпөй, Численность живых существ
Так өстүргөн, дүнүйө. Регулируешь ты, природа.
Возможно этот вывод сделан им из собственных наблюдений над катастрофическими вспышками численности мышей, саранчи и др. Совместное действие природных факторов, таких, как болезни, голод, стихийные бедствия, восстанавливали нарушенное равновесие, как бы не позволяя одним видам вытеснять другие.
Люди знали, что помимо землетрясений, ливней, селей и голодных, неурожайных годов могут возникнуть и другие бедствия. Например: сары чегuрткелердuн капташы - нашествие желтых кузнечиков, которые кара тумандай - черной тучей покрывали землю, уничтожая зеленые растения и урожай зерновых. По рассказам аксакалов, в десятых двадцатых годах нашего столетия эти прожорливые насекомые уничтожали посевы дехкан, пастбища. По свидетельству Kapтанбая (
На территории Киргизии водилась так называемая Азиатская и Марокканская саранча. Она, как и саранча Африки и Аравии, при благоприятных климатических условиях бурно размножается и становится бичом зелени. Очевидно это и имел в виду Жеңижок, когда писал:
Кээде жандык көбөйсө Иногда, при резком увеличении
насекомых,
Зыян тарткан, дүнүйө. Терпишь потери, природа.
Третий вид саранчи, встречающийся в наших краях, это оазисная саранча. В последнее время этот вид часто стал наблюдаться на Тянь-Шане (окрестности Нарына) и иногда в Иссык-Кульской котловине.
Большое влияние на животный и растительный мир оказывают климатические факторы. Пустыни появляются в ходе естественного процесса развития природы, их существование связано с географической зональностью и некоторыми региональными процессами. Чрезмерная сухость воздуха и недостаток воды приводят к вымиранию животных. Основным фактором, влияющим на жизнь в пустыне, является Солнце. Например, если ящерицу, типичного жителя пустыни, вытащить из норы и подержать определенное время на солнце, она от сильной жары и большой инсоляции погибнет.
Различные виды саранчи, термитов, жуков и т. д. играют большую роль не только в зональном биогенном процессе, но и в жизни биологического сообщества.
В природе все гармонично и закономерно взаимосвязано: все виды животных и растений живут и размножаются в оптимальных для них условиях и естественной среде. Это акын отразил в следующих строках:
Өрдөк, каздын баарысын Утки и гуси
Көлдө кылган эмеспи Обитатели озер.
Кайберендей күлүктү, Дикие жвачные
Төрдө кылган эмеспи. Животные - кайберены -
Обитают на вершинах гор и т. п.
О правильном понимании акыном закона равновесия в природе свидетельствуют такие строки:
Кемтиги жок эч жерде Ненужного в мире нет.
Саз жараткан, дүнүйө. Даже болота созданы природой.
Естественные природные образования - болота являются месторождениями топлива (торф, сланцы и др.) и органических удобрений; но их роль в природе не ограничивается только этим. Это важное звено сохранения равновесия в природе, своего рода фильтр для биологической очистки воды, стекающей с больших площадей, водосборов: они способствуют равномерному распределению стока в течение года.
На болотах растут редко встречающиеся лекарственные растения, обитают дикие звери и птицы.
В настоящее время в Европейской части России, на Украине, в Белоруссии, Эстонии крупные болота взяты на учет: они изучаются учеными, анализируется время их образования, объем воды, ихтио - и эндемическая фауна, флора и др., на них составляются паспорта, стараются сохранить такими, какими они созданы природой.
Верно понимал акын один из главных законов диалектики - закон единства и борьбы противоположностей. Противоположности он понимал не только как взаимоисключающие, но и взаимодополняющие друг друга силы, внутренние взаимосвязи, тенденции. Их внутренняя неделимость и составляет органическое единство противоположностей, свойственное всем вещам и явлениям.
Ничего вечного в мире нет, считал поэт. Звезды в небе, живые организмы - все существующее во Вселенной, находится в движении и изменении:
Бири күйсө бүрөбү,- Если в мире одно загорается –
Өчуп турган, дүнүйө Другое гаснет.
Бир бөксөрсө кайрадан, Если в мире одно уменьшается –
Толуп жаткан, дүнүйө. Другое увеличивается.
Конечно, истолковывать эти отрывки как поэтическое положение фундаментальных законов сохранения материи и энергии было бы неправомерно, тем не менее они достаточно точно их иллюстрируют. Но сама идея неуничтожимости материи и энергии имела для Жеңижока (склонного к натурфилософским обобщениям) мощную притягательную силу. Можно утверждать, что творчество акына представляет распространение в специфической образно-поэтической форме наивно-материалистических взглядов среди народа, у которого научная деятельность еще не выделилась в особую сферу духовной деятельности.
Жеңижок, старательно и тщательно наблюдая за изменениями в природе, используя знания и наблюдения, полученные предками и передававшиеся из поколения в поколение, пытался понять ее явления, таким образом у него формировался наивно-материалистический подход к природе. Однако не все взгляды акына на природу были верными, не всегда они соответствовали действительности. В творчестве акына реальность и область выразительных поэтических образов фантазии очень тесно сплетены. Несомненная заслуга Жеңижока заключается в том, что он сумел в своей поэзии противопоставить мистически-религиозным представлениям об окружающем мире верную в целом картину действительности.
Наиболее удачные образы его стихов представляют своеобразный сплав стихийного стремления к наивной диалектике с острой наблюдательностью кочевника и даром поэтического обобщения. Именно это придает поэзии Жеңижока особую притягательную силу.
[1]Байбосунов, Али Аскар. Донаучные представления киргизов о природе / А. Байбосунов; Под общ. ред. Нарынбаева А. И. - Фрунзе : Мектеп, 1990. - 184 с.
[2] По данным французских, китайских, западногерманских исследователей киргизы живут более чем в 17 странах мира - от Аравии до Латинской Америки.
[3] Охотник пользовался киргизской самодельной винтовкой карамылтык, пуля в которую вставляется с конца ствола, а потом при помощи кусочка войлока и сүмбө (шомпол), сделанного из арчи, ствол наглухо забивается. Кожожаш. Фрунзе, 1956. С. 56-57. Отдел рукописей и публикаций. АН Кирг. ССР. Инв. № 347 (808). С. 25; № 425 (1852). С. 48.
[4] Барымта - набег с целью угона скота у обидчиков или у их родичей. Если глава набега был безжалостным человеком, то он разрешал людям резать на убой много скота.
[5] Юдахин К. К. Киргизско-русский словарь. КН. 1. С. 90.
1 Эр Төштүк. Фрунзе, 1969. С. 285.
2 Асан-Кайгы (букв. Асан-страдалец) жил предположительно в середине XIV века в Джергалане на Иссы-Куле. В виду отсутствия письменности из его наставлений в памяти народа остались лишь некоторые афоризмы: Жашыңда берсuн мээнеттu, карыганда берсuн дөөлөттү - Когда ты молод, пусть тебе сопутствуют неустанная работа и самоусовершенствование, когда ты уже стар и немощен, пусть сопутствуют тебе богатство, уважение; Жашыңдан чындыктуу болуn үйрөн - Сохрани честь смолоду; Дөөлөтүңө uшенбе, мээнетuңе uшен - На свое богатство не надейся, надейся на свой труд и др.
3 Валиханов Ч. Избр. произведения. Алма-Ата, 1958. С. 317.
1 Жеңижок (родился в