Международное исследование по устойчивости молодежи к угрозам радикализации
11.05.2021
Консорциумом под руководством Фонда им. Конрада Аденауэра совместно с Экологическим движением «БИОМ» (Кыргызская Республика), Общенациональным движением «Юксалиш» (Республика Узбекистан), НПО «Гендер и развитие» (Республика Таджикистан) при финансовой поддержке Европейского Союза завершают работу над исследованием «Факторы уязвимости и устойчивости молодежи Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана к рискам радикализации и экстремизма».
Особенность этой работы в том, что это не очередное новое исследование по вопросам радикализации с собственной гипотезой и инструментарием (за последние годы таких исследований в мире и регионе было проведено достаточно много), а систематический обзор (англ. Systematic review) более 40 опубликованных в мире и регионе в период с 2015 по 2020 год исследований и аналитических документов.
Одной из задач анализа является выявление причин радикализации и определение наиболее уязвимых групп молодежи, в том числе - девушек, потенциально подверженных большему риску попадания под влияние радикальных течений, а также поиск эффективных моделей повышения устойчивости обществ к вызовам радикализации и экстремизма.
По данным официальной статистики всех трех государств ЦА, вовлеченных в Проект, доля молодых людей составляет треть населения. При этом молодёжь не является гомогенной социально-демографической группой, различаясь по полу, возрасту, уровню образования, статусу занятости, благосостоянию семей, отнесению себя в различным субкультурам и т.д. В зависимости от многих факторов, стратификация молодежи и множественные идентичности, которые присущи разным слоям и группам молодёжи, могут по-разному влиять на их устойчивость к радикализации.
В большинстве определений, связанных с радикализацией и экстремизмом, содержится связь разного рода идентичностей (по терминологии Бенедикта Андерсона «воображаемых сообществ») и их соотношения с гражданственностью. Говоря о роли современных наций–государств, Б. Андерсон отмечает, что несмотря на развивающийся процесс глобализации, продолжается процесс фрагментации.
«Конец эпохи национализма», который так долго пророчили, еще очень и очень далеко. Быть нацией — это самая универсальная легитимная ценность в политической жизни нашего времени». «Особую роль при этом имеют религиозные лидеры, которые представляя собой небольшой по численности сегмент грамотных двуязычных адептов из разных языковых сообществ, выполняют объединяющие обряды, истолковывая соответствующим группам приверженцев смысл их коллективного движения»
Бенедикт Андерсен. «Воображаемые сообщества»
В современных условиях в государствах Центральной Азии борьба идентичностей может определять дальнейшее развитие государств. Что возьмет верх – этнический национализм, религиозная идентичность, на которых могут спекулировать некоторые деструктивные силы, или возобладает стремление к укреплению национальных государств и суверенитета – от ответа на этот вопрос зависит будущее стран региона.
Поэтому в обзоре особое место отводится современным работам, посвященным вопросам нациестроительства, в том числе - в государствах Центральной Азии.
«Почему одни страны объединяются, а другие распадаются? В основе успешного строительства гражданской нации лежит сочетание трех факторов: лингвистическая гомогенизация, то есть наличие общего языка, на котором происходит общественная коммуникация; равный доступ к государственным услугам для всех; наличие альянсов организаций гражданского общества, пересекающих территорию, и формирующихся не по этническому признаку, которые на самом низовом уровне «скрепляют» нацию».
Андреас Виммер. «Национальное строительство»
«Регион, и без того имеющий высокий конфликтный потенциал ввиду нерешенных межгосударственных, межэтнических вопросов, является очагом роста радикальных религиозных течений.»
Набиев Р.А., Шакиров И.Я. «Ареалы активизации исламских фундаменталистских течений в постсоветских среднеазиатских государствах»
Второй тематических блок – это работы, в которых освещаются вопросы радикализации и экстремизма, в той или иной степени связывающие эти явления с проявлениями религиозной идентичности. В частности, сегодня для всех стран региона характерны особые трудности в проведения светской, секулярной политики, имея в доле населения преобладающий исламский компонент.
«Ислам — самая «обмирщённая» из мировых религий, то есть более прочих обращённая на решение мирских вопросов, в том числе политических и экономических. Иногда ислам называют «тотальной религией», а мусульмане считают его «образом жизни».
Алексей Малашенко. Исламская экономика: есть ли шанс на развитие
«Два фактора влияют: «Тебя не хотят: ты не принадлежишь своей родине, твое правительство не заботится о тебе, и ты никому не нужен. Но мы хотим тебя; если ты присоединишься к нам, ты, наконец, будешь нужным. Второе вытекает из первого: «ты не можешь быть «настоящим» мусульманином в своем доме» (т.е. в своей стране). Поэтому, если ты не покинешь его и продолжишь жить там, где не можешь следовать правилам своей религии, ты отправишься в ад. Только с нами вы можете быть истинным мусульманином».
Ноа Такер. «Длинная дорога во множественные общества и светские государства»
Третий фокус внимания в обзоре сосредоточен на экономических и вне экономических детерминантах радикализации. В последние годы появился устойчивый тренд на объяснение причин социальными установками, отсутствием «социальных лифтов» и возможностей для самореализации, поиском приключений, стремлением вырваться из традиционных, в том числе – гендерных, ролей и систем контроля (особенно в части исследований по внешней трудовой миграции среди молодежи). Утвердилось мнение, что современный экстремист это не всегда «бедный сумасшедший». Однако влияние таких факторов как бедность, отсутствие доступа к экономическим ресурсам и неравенство продолжает оставаться весьма существенным.
«Этот слой мотивации связан с тем, что мы называем "убожество местной жизни". Значительная часть боевиков и их жен не знают, как может функционировать общество с налаженными социальными услугами, разумным проведением свободного времени и досуга. Им знакома только средняя школа, затем работа и мигрантская жизнь в России, со всеми ее лишениями и трудностями. В какой-то момент у них появляется желание разорвать узкий кругозор повседневной жизни, повидать мир и куда-то поехать, поучаствовать в авантюре, которая сделает с жизнь интересной и волнующей. Не на последнем месте, многими руководила романтика и возможность реализовать себя».
Татяна Дронзина, Бакыт Дубанаев. «Кыргызстанские боевики в зарубежных террористических организациях»
«Жертвы насильственного экстремизма – это не обязательно социально-экономически-уязвимые представители среди молодежи Кыргызстана, они могут быть и образованными, обеспеченными или самодостаточными членами общества. К причинам потенциальной радикализации были отнесены, например, неприятие светских взглядов и светского управления в Кыргызстане, политические разочарования, недоверие к правоохранительным органам, поскольку те, кто борется с терроризмом, «выполняют приказы неверных»
Инна Сикорская. «Смыслы, образы и медиаканалы, способствующие радикализации молодежи Кыргызстана».
Международное исследование по устойчивости к угрозам радикализации может стать основой для создания диалоговых площадок между странами для молодежи в целом, экспертного сообщества, представителей местных сообществ для создания межсекторальных, межстрановых механизмов противодействия экстремизму в молодежных средах Центральной Азии.