Участники V Съезда учителей и работников образования стран СНГ обсудили проблемы безопасности образовательной среды в системе образования для устойчивого развития

12.10.2018

Участники V Съезда учителей и работников образования стран СНГ обсудили проблемы безопасности образовательной среды в системе образования для устойчивого развития

C 10 по 13 октября 2018 года в Бишкеке состоялся V Съезд учителей и работников образования государств-участников Содружества Независимых Государств. Основная тема Съезда «Развитие образовательных систем государств – участников СНГ в контексте целей устойчивого развития».

В 2015 году Кыргызстан. как и другие страны – члены ООН, в том числе - ряд стран СНГ - подписал Цели устойчивого развития и начал выстраивать свою политику с учетом этих целей.

Среди целей устойчивого развития цель 4 относится непосредственно к системе образования. Она предполагает, что каждый должен иметь возможность получить качественное образование, соответствующее его или ее потребностям на протяжении всей жизни. Получение качественного образования закладывает основу для улучшения условий жизни людей и обеспечения устойчивого развития государства и общества Одно из условий получения качественного образования – сохранение здоровья обучающихся. Охрана здоровья подрастающего поколения — важнейшая стратегическая задача государства, так как фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском возрасте. Все перспективы социального и экономического развития государства, высокого уровня жизни населения, развития науки и культуры являются итогом достигнутого здоровья детьми сегодня. Появление здорового поколения возможно при соблюдении ряда условий. Главное из них – создание безопасной и благожелательной к детям и взрослым среды обучения.

Безопасная среда обучения означает хорошие гигиенические условия - чистую воду, воздух, хорошее освещение и безопасные здания, а также безопасную атмосферу обучения - отсутствие насилия и формирование культуры терпимости.

Образование для устойчивого развития может быть реализовано только при условии координации усилий ряда министерств и ведомств, таких, как министерства образования, здравоохранения и финансов с привлечением местных властей, экспертов, представителей общественных советов государственных органов и всех заинтересованных групп.

Разговор о формировании образования для устойчивого развития в 7 государствах-участниках СНГ проходил 12 октября в школе-гимназии №4 г. Бишкек. В рамках Съезда работала секция «Устойчивое развитие для образовательных организаций: формирование безопасной образовательной среды».

Учитывая, что понятие «образовательная среда» является комплексным, на секции обсуждался целый ряд аспектов ее формирования:

Физическая безопасность (безопасные здания в том числе в чрезвычайных ситуациях, учебное оборудование и т.д.),
Экологическая безопасность (чистые воздух, вода, санитарные условия, здоровая еда, качественное освещение, правильное соотношение температуры, вентиляции, энергоэффективность, озеленение и т.д.),
Безопасная психологическая среда (недискриминационная, толерантная среда, ненасильственное, неконфликтное поведение).
В ходе работы секции, ученые и педагоги обсудили вызовы, проблемы и подходы к формированию безопасности образовательной среды на уровне школьного образования в странах СНГ. Представители Кыргызской Республики поделились опытом, наработанным за последние годы по развитию инфраструктуры школьной среды и формированию благоприятной атмосферы, способствующей социализации и развитию гражданской активности учащихся. Этот опыт позволил начать осуществлять на практике – пока в пилотных школах – мероприятий, направленных на формирование безопасной и толерантной образовательной среды, в том числе при поддержке совместного проекта ЭД «БИОМ» (Кыргызстан) и Фонда им. К. Аденауэра (Германия) при финансовой поддержке Европейского Союза «Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды в Кыргызской Республике».

Также делегаты стран СНГ выступили с докладами и поделились своим опытом и достижениями по вопросам формирования безопасной образовательной среды в общеобразовательных организациях. В работе секции принял участие международный эксперт по интерактивным методам обучения, кандидат психологических наук, преподаватель МГУ, Е. Лихачева, которая провела для участников практикум «Интерактивные методы обучения и имитационные игры в системе образования для устойчивого развития». Сферой интересов Е .Лихачевой являются вопросы психологического обеспечения проведения имитационных игр, выбор и принятие решений в имитационных играх. Использование таких игр, в том числе – разработанных самой Е. Лихачевой, педагогами на уроках и внеклассных занятиях с детьми и молодежью, позволят формировать у учащихся компетентности, необходимые для жизни в современном мире и построения устойчивого будущего.

Галерея

Читайте также