Создание межведомственного механизма для разработки комплексных требований безопасности образовательной среды

Управление в сфере безопасности

Создание межведомственного механизма для разработки комплексных требований безопасности образовательной среды

Решение вопросов обеспечения безопасности образовательной среды требует комплексного подхода на основе межсекторального взаимодействия всех заинтересованных министерств и ведомств КР.

В рамках ряда стратегических документов Кыргызской Республики было отмечено, что вопросы обеспечения безопасности требуют комплексного подхода (Программа по переходу КР к устойчивому развитию на 2013-2017 годы), были отмечены проблемы недостаточности нормативной правовой базы для обеспечения безопасности детей в образовательных организациях, а также отсутствие четко определенной ответственности и наличие большого количества "слепых" зон по данным вопросам. Эти и другие проблемы были выявлены в рамках проведения мониторинга образовательной среды.

Образование в Кыргызстане: вызовы и перспективы — Гульмира Кудайбердиева

Опираясь на политические документы с одной стороны и на результаты мониторинга ситуации в школах с другой проект вышел с инициативой создания межведомственного механизма для разработки комплексных требований безопасности образовательной среды. Этот механизм был создан под эгидой Министерства образования и науки КР.

Комплексный стандарт безопасности образовательной среды - Гульмира Кудайбердиева

Базой для разработки Комплексного стандарта безопасности образовательной среды стало Аналитическое исследование и рекомендации, подготовленные Национальным институтом стратегических исследований КР.

Межведомственная рабочая группа

С целью разработки комплексного стандарта безопасности образовательной среды Приказом №1041/1 Министерства образования и науки КР 4 августа 2017 г.  была создана межведомственная рабочая группа в которую вошли представители профильных министерств и ведомств, общественных советов, международных организаций, работающих в сфере повышения безопасности образовательной среды.

Межведомственная рабочая группа вела свою деятельность в формате многосторонних заседаний, двухсторонних встреч и экспертных рабочих групп.

Было проанализировано более 100 документов и нормативных актов КР, выявлены разрывы и недостатки в нормировании вопросов безопасности образовательной среды.

По итогам работы Межведомственной и экспертных рабочих групп был подготовлен комплексный стандарт безопасности образовательной среды, который включает в себя нормативы и требования по всем аспектам безопасности для образовательных организаций КР.

Данный документ был распространен среди пилотных школ проекта и районных и городских управлений образования КР.

"Эта публикация стала настольной книгой, которой мы пользуемся ежедневно. Очень удобно, что в ней собраны все требования и нормативы и по пожарной безопасности, и по чрезвычайным ситуациям, гигиенические требования, ответственность всех органов и организаций" - Ольга Солошенко, директор ЭЭЛ №65.

Постановление Правительства Кыргызской Республики

17 июня 2019 года Премьер-министр КР Мухаммедкалый Абылгазиев подписал Постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики по вопросам повышения безопасности образовательной среды в общеобразовательных организациях».

В документе закреплены требования по организации безопасной образовательной среды в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики и прописаны механизмы ее обеспечения. Более четко определена ответственность Министерства образования и науки, органов местного самоуправления, образовательных организаций.

Стандарт безопасности был разработан межведомственной рабочей группой, созданной при поддержке проекта “Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды в Кыргызской Республике”, который реализуется Фондом им. К. Аденауэра и ЭД «БИОМ» в партнерстве с Министерством образования и науки КР при поддержке Европейского Союза.

Работа над документом длилась более двух лет. Благодаря ей были выявлены, пробелы и противоречия в нормативной правовой базе, проведен их анализ и разработаны и внесены изменения и дополнения в тексты нормативных документов.

Процесс разработки проходил при активном вовлечении общественности, в том числе Общественных Советов Министерства образования, Министерства здравоохранения и Министерства финансов.

Стандарт описывает четыре основных элемента безопасной среды: физическую, биологическую, психологическую и информационную. Стандарт позволит оценить состояние школ по этим параметрам, а также улучшить образовательную среду, чтобы она соответствовала установленным нормам.

Основные нормы стандарта прошли апробацию в пилотных школах, расположенных во всех областях республики, при активном участии местных органов власти и родителей учащихся.

Принятие стандарта позволит сделать реальные шаги к формированию нового образовательного пространства в школах республики с учетом требований безопасности.

Школы Кыргызстана станут более безопасными – Министерство образования и науки КР

«Для разработки стандартов впервые была четко определена методология развития системы образования Кыргызстана, основанная на принципах образования, ориентированного на результат – компетентностного подхода. Сегодня Кыргызстане делаются шаги для изменения школьного пространства, которые диктуются современным содержанием образования, изменениями в методах обучения и другим пониманием роли школы в жизни детей. Внутришкольная образовательная среда должна быть организована так, чтобы способствовать комфортному обучению детей и создавать условия, где все участники образовательного процесса (учителя, родители, дети) являются полноправными партнерами» - Надира Джусупбекова, Заместитель министра образования и науки КР.

«В рамках реализации проекта было налажено межсекторальное взаимодействие между Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством социального развития, органами местного самоуправления. Благодаря нашим партнерам мы можем использовать публикации, изданные в рамках проекта, которые помогут сделать наши школы более безопасными. Для каждого ребенка школьная среда должна быть доброжелательной, обучающей, воспитывающей и безопасной» - Сауле Мейрманова, Начальник управления образования мэрии г.Бишкек.

Законы и нормы Управление Межсекторальное взаимодействие

Читайте также