Вопросы безопасности образовательной среды в системе высшего педагогического образования: обмен опытом

20.06.2019

Вопросы безопасности образовательной среды в системе высшего педагогического образования: обмен опытом

Заместитель министра образования и науки КР Кудайберди Кожобеков: Ключевая роль в обеспечении безопасности отдельной личности принадлежит образованию.

19-20 июня 2019 г. в конференц-зале КГУ им. Арабаева состоялся семинар «Вопросы безопасности образовательной среды в системе высшего педагогического образования: обмен опытом». В работе семинара приняли участие представители министерства образования КР, Академии наук КР, ректоры вузов, международные и местные эксперты в сфере образования.

Мероприятие прошло в рамках проекта «Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды в КР», реализуемого Экологическим движением «БИОМ» и Фондом им. К. Аденауэра в партнерстве с Министерством образования и науки КР при финансовой поддержке Европейского Союза.

Семинар был организован для обмена мнениями по вопросам безопасной образовательной среды и нормативному закреплению требований к ней. Участники также обсудили подходы к формированию компетентностной модели выпускника педагогических и управленческой специальностей с учетом измерения безопасности.

Мероприятие открыл заместитель министра образования и науки КР Кудайберди Кожобеков. Он поблагодарил Европейский Союз, Фонд К.Аденауэра и ЭД БИОМ за реализацию проекта и остановился на основных приоритетах образования. «Для МОН важным инструментом управления является постановка целей образования и формирование образа выпускника, закрепляемых в национальных стандартах образования на всех уровнях системы. Цель образования, как нам видится, - формирование человека и гражданина, способного трудиться, т.е. выполнять эффективную деятельность в этических рамках того общества, которое это образование обеспечивает. Для ее реализации важно не столько знание как таковое, сколько развитие индивидуальных психологических функций - воли, внимания, умения целеполагать и т.д. Обсуждение изменений в нормативные документы и анализ нового содержания образовательной среды в школах должны помочь участникам образовательного процесса и всем заинтересованным сторонам построить для наших детей безопасные и комфортные школы», - сказал в своем докладе заместитель министра.

Вице-президент Национальной академии наук д.ф.н., проф. Осмон Тогусаков отметил важность дальнейшего развития и продвижения механизмов формирования безопасной образовательной среды. «Учитывая реалии сегодняшнего дня, связанные, в том числе, с нехваткой ресурсов, понятно, что необходимо закладывать в политику развития школьного образования механизмы поэтапного достижения требований безопасности среды и улучшения здоровья обучающихся. Главное внимание следует уделять самим обучаемым, их деятельности, вопросам получения и работы с информацией и соответственно вопросам подготовки нового поколения педагогов, что как мы понимаем, и является главной сквозной линией нашего семинара. Смысл не столько в том, чтобы обогнать развитие технологий, сколько в том, чтобы научить преподавателей правильно их использовать». - подчеркнул в своем докладе проф. Осмон Тогусаков.

В ходе семинара участники обсудили новую компетентностную модель выпускника, которая были разработана с учетом вопросов безопасности образовательной среды, и учебно методический комплекс, созданный и апробированный тремя пилотными Вузами Кыргызстана для внедрения вопросов безопасности в программы подготовки специалистов сферы образования – педагогов и менеджеров. «При разработке УМК впервые были учтены вопросы безопасности образовательной среды. Данный Проект помог нам разработать УМК курсов повышения квалификации, УМК по вопросам психологической, информационной, экологической и физической безопасности, а также затронуть вопросы по управлению образовательной организацией в вопросах безопасной образовательной среды. Мы надеемся, что после внедрения УМК в вузах с педагогическим направлением выпускники и в дальнейшем будут повышать квалификацию по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды,» - отметила к.п.н., доц. Наталья Суходубова из Института повышения квалификации и переподготовки кадров им. М. Рахимовой КГУ им. И. Арабаева. Начиная с нового учебного года специальные курсы и темы, посвященные различным аспектам безопасности образовательной среды, появятся в учебных планах бакалавров, магистров, в программах повышения квалификации учителей и представителей администраций школ. Также были разработаны специальные электронные онлайн-курсы по управленческим вопросам безопасной образовательной среды – они будут представлены в самое ближайшее время.

В ходе семинара были обсуждены проблемы безопасности образовательной среды в контексте образования для устойчивого развития. С докладом по этой теме выступил д.б.н., проф. Захаров В.М., член-корр. РАН, руководитель Центра устойчивого развития и здоровья среды ИБР РАН. Он рассказал об основных трендах и вызовах современности, которые связаны с внедрением концепции устойчивого развития на национальном и международном уровнях. «По тому, как люди ценят природу и ее ресурсы, а также свою жизнь и здоровье, и определяется уровень развития любого общества. Эти ценности и должны лечь в основу политики и идеологии для обеспечения нашего социально-экономического и духовного развития», - сказал Владимир Захаров.

В рамках панельных дискуссий были обсуждены профессиональные стандарты педагога и вопросы внедрения аспектов безопасности образовательной среды в компетенции педагогов. Участниками было отмечено, что каждый педагог должен понимать, что такое безопасная образовательная среда и каковы ее аспекты, а также какие существуют нормы, которые регулируют безопасную среду в школе.

Своего рода демонстрационными и ресурсными площадками для продвижения идей безопасности образовательной среды среди специалистов сферы образования являются Центры развития толерантности и безопасности образовательной среды в трех пилотных Вузах, победивших в результате конкурса. В финальной части семинара такой Центр был торжественно открыт в КГУ им. Арабаева. В ближайшее время мы объявим об открытии таких центрах в Ошском государственном университете и Университете Адам/Бишкекской финансово – экономической академии.

Большой интерес участников семинара вызвали публикации Проекта: «Руководство по безопасным закупкам и финансированию безопасной образовательной среды», «Пищевая безопасность», «Общение и самопознание: пособие по психологической безопасности», «Защитим себя в чрезвычайных ситуациях» (пособия для учителей и учеников) и др.

Презентации экспертов

Галерея

Читайте также